Развитие интеллектуального потенциала человека в условиях цифровизированной образовательной среды: методология, методы, возможности, риски (Круглый стол)
Доктор философских наук, профессор Томского политехнического университета Любовь Ивановна Иванкина отметила, что обсуждение теоретико-методологических и практических вопросов в рамках Круглого стола «Развитие интеллектуального потенциала человека в условиях цифровизированной образовательной среды: методология, методы, возможности, риски» возможностей и рисков для интеллектуального развития человека продемонстрировало идею не только социальной, но, прежде всего, личной ответственности каждого за свой собственный уровень интеллектуального развития.
В обсуждении проблемы развития интеллектуального потенциала человека участниками Круглого стола были затронуты вопросы интеллектуализации труда и интеллектуального труда, представляющих огромную значимость для развития интеллектуального потенциала. Поскольку источником интеллектуального труда являются не физические объекты, а информация, основанная на результатах прошлых исследований, постольку важную роль в интеллектуальном процессе играет образование, без которого невозможно научиться мыслить.
Всеми участниками разделялось мнение о том, что «компьютерная метафора» – не более чем метафора. Переработка информации компьютером не является механизмом порождения из нее знаний человеком, компьютер не превращает значения в смыслы, и нужно понимать собственно психологические закономерности и механизмы этого процесса. Как показывают современные исследования в области когнитивной психологии, мышление не формируется, если индивид не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли в устной и письменной речи, взаимодействие с машиной не является диалогом по своему внутреннему содержанию.
Акцент в обсуждении проблемы Круглого стола был сконцентрирован на главном посыле – развитие интеллектуального потенциала становится личностно-значимой задачей для каждого человека. В условиях, когда созданы колоссальные возможности для широкого применения электронных средств для поиска и решения разной степени сложности интеллектуальных задач, идея личной ответственности и выбора становится еще более актуальной по сравнению с другими эпохами человеческой истории. Цифровые обучающие устройства являются воплощением строгой математической, инженерной, технократической мысли, а в основе образовательного процесса лежат психолого-педагогические, во многом субъективные закономерности деятельности преподавателей и обучающихся, начиная с их мотивации и заканчивая интуиций и личностным смыслом передаваемой и получаемой информации. Участники Круглого стола выразили убеждение, зафиксированное в Резолюции конференции, о том, что интеллектуальная сфера человека в системе современных научно-образовательных процессов нуждается, как и прежде, в постоянной тренировке, намеренном развитии, а задача повышения и реализации интеллектуального потенциала человека приобретает еще большую значимость.