Новости
Хроника и итоги IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно — образовательных процессов» 26-30 июня 2023 г.  |  
21 июня 2023 года состоится работа IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов  |  
Поздравляем всех с Новым годом!  |  
Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: проблемы и решения  |  
На главную

Роль интеллектуального потенциала человека в цифровизации и развитии современной экономики

21 июня 2022 года под руководством Киселевой Елены Станиславовны,  к.э.н., доцента Отделения социально-гуманитарных наук  Школы базовой инженерной подготовки НИ ТПУ состоялась работа научной площадки  «Роль интеллектуального потенциала человека  в цифровизации и развитии современной экономики» (ссылка на программу)

       Как известно, интеллектуальный потенциал человека – это, прежде всего, связь потенций и тенденций, ресурсов и резервов субъекта с движущими силами интеллекта, с мотивационно‑потребностной сферой и общими способностями человека и, наконец, с энергетическим обеспечением творческой продуктивности человека в процессе деятельности.

Интеллектуальный потенциал – это комплексная характеристика уровня развития интеллектуальных и творческих способностей, их распространения, организации и использования обществом. Уровень развития научного потенциала влияет на формирование интеллектуального потенциала России. Наука – неотъемлемая часть интеллектуального потенциала. Именно в ходе научного исследования определяется что-то новое, которое впоследствии порождает информацию и знания: выявляются и формулируются модели общественного развития, моделируется изучаемое явление, прогнозируются будущие тенденции его развития.

Помимо науки, на интеллектуальный потенциал населения влияет уровень компьютеризации общества, поскольку именно информационные технологии позволяют в полной мере реализовать научный и образовательный потенциал. Следует выделить такие ценностные основы интеллекта, как творчество, интеллектуальная компетентность, инновационное мышление. Креативность подразумевает способность действовать творчески, что приводит к необычному новому взгляду на проблему или ситуацию.

Интеллектуальная компетенция – это сочетание навыков анализа, синтеза, сравнения, диагностики и прогнозирования, гибкости и критического мышления, организации и планирования, что позволяет принимать эффективные решения в профессиональной деятельности. Основными составляющими интеллектуальной компетентности являются: широта взглядов; система интеллектуальных универсалий; интеллектуальная готовность к жизни, творчеству.

Инновационное мышление – это высший уровень человеческого познания. Это процесс понимания противоречий, возникающих в социальных отношениях, и его творческое решение основано на признании того, соответствуют ли новые вещи человеческим потребностям и интересам. Таким образом, интеллектуальный потенциал общества включает в себя реальный интеллектуальный потенциал личности и возможность воспроизводства, начиная с создания условий для интеллектуального развития и творческих способностей и заканчивая наиболее полно реализованной возможностью во всем. Следует помнить, что только общество может воспроизводить интеллектуальный потенциал как целостную социальную систему во взаимодействии с ее подсистемами управления, производства, идеологии, образования, науки, политики, культуры и мировоззрения.

       Основная тематика докладов была посвящена социально – экономическим проблемам, существующим на российских просторах. Участники успешно раскрыли такие темы, как: «Совершенствование образовательных технологий как ключевой резерв роста человеческого потенциала», «Человеческий потенциал как основа социально-экономического развития общества», «Трансформация экономической культуры как фактор повышения качества человеческого капитала», «Человеческий потенциал современной российской экономики», «Человеческий потенциал России и его роль в развитии национальной экономики», «Особенности повышения человеческого потенциала в регионах РФ»,  «Сбережение и улучшение качества трудового потенциала молодёжи в России», «Роль человеческого капитала в инновационном развитии общества», «Влияние дискриминации на трудовые отношения в РФ», «Тенденции развития человеческого потенциала в России» и т.д.  

Анализ представленных докладов

        В представленных докладах нашли своё отражение как экономические проблемы, так и социальные. В докладах отражены современные социально-экономические проблемы России, Америки, мировой экономики в целом и обозначены пути их решения. Подробно изучены и проанализированы  проблемы экспорта российского газа, проблемы глобализации экономики России, проблемы социально-экономических диспропорции в России, проблемы химической промышленности в России, проблема социального неравенства.

Подробно изучены и проанализированы  проблемы мирового энергетического кризиса, международной валютной системы, современного мирового хозяйства, неравномерности развития стран.

Подробно рассмотрены проблемы американской экономики и предложены пути их решения. 

Была рассмотрена проблема человеческого потенциала как основа социально-экономического развития общества, представлены тенденции развития человеческого потенциала в России,  обозначена роль человеческого капитала в инновационном развитии общества.

Затронуты проблемы социального неравенства в РФ, влияния дискриминации на трудовые отношения в РФ, импортозамещения в РФ и обозначены пути  решения данные проблем.

       Представленные доклады характеризуются высокой актуальностью, понятной теоретической и практической значимостью, достойными научными результатами. Докладчики и слушатели были вовлечены в научные дискуссии. Каждому участнику или группе участников было задано 3-5-7 вопросов.  По итогам работы секции участники высказали яркое положительное мнение об актуальности выбранной тематики, о здоровой творческой атмосфере и о научном мероприятии в целом.

По итогам работы секции приняты следующие решения.

Награждение

Диплом I степени

Апанасевич Андрей Игоревич,  Анорин Виталий Евгеньевич, бакалавры 2 курса направления подготовки «Физика» ИЯТШ ТПУ г. Томск за доклад

«Социально-экономическая проблема повышения уровня культуры населения РФ»

Научный руководитель: Киселева Елена Станиславовна, канд. экон. наук, доцент ОСГН ШБИП ТПУ

Цель работы заключалась в выявлении влияния условий современности на культуру России и разработке рекомендаций для повышения уровня культуры населения.

В докладе было отмечено, что исходя из типа аудитории, существует три вида культуры. Элитарная культура – это культура,  «созданная богатыми для богатых». Она зачастую сложна для понимания неподготовленному обывателю и включает в себя узкий круг лиц. Народная культура – это культура не имеет автора, ее главным субъектом является народ, конкретный этнос. Она объединяет людей общностью культурных связей. Массовая культура – это самая распространенная на сегодняшний день. Она характеризуется коммерческой составляющей и сильным влиянием глобализации. Она сосредоточена на ценностях индивидуального благополучия, личного счастья. По характеру удовлетворения потребностей обозначают два вида культуры. Так, материальная – это культура, удовлетворяющая все материальные потребности. Ее еще называют «второй природой». Она включает в себя всё, что создаёт человек. Духовная культура – это культура, удовлетворяющая духовные потребности людей. В свою очередь данная культура не овеществлена, она представляет собой совокупность духовных ценностей. Именно она определяет внутренний мир человека.

Участниками конференции был рассмотрен современный период России 20-го века. Было отмечено, что для нашей страны он выдался невероятно бурным: две революции, две мировые войны и гражданская – и всё менее чем за 50 лет. Начало века ознаменовалось кардинальной сменой строя, что привело к самым разным последствиям. С одной стороны, началась ликвидация безграмотности в деревнях, продвижение науки и индустриальный прогресс. С другой, упала духовная жизнь народа из-за отнятия у него столь близкого православия, пропаганды государственной идеологии и навязывания шаблонных представлений.

Докладчиками были выделены три особенности российской культуры: расхождение технологической и духовной культуры; вытеснение элитарной культуры массовой; переход от традиционных к новым средствам культуры.

Участниками были уточнены и даны рекомендации для государства: проводить более последовательную работу в интересах граждан в образовательной и культурной сфере; не сглаживать реальные проблемы, а заострять на них внимание и решать; активно вовлекать молодежь в культурную жизнь; использовать социально-культурные проекты как антипод рутинной деятельности; вывести культуру из сегмента оказания государственных (муниципальных) услуг; ввести новую организационно-правовую форму для организации культуры, учитывающую специфику культурной деятельности; управлять сферой культуры должны профессионалы, а не «специалисты широкого профиля»; передать часть полномочий по реализации государственной культурной политики профессиональным общественным организациям в сфере культуры; ввести мораторий на сокращение сети учреждений культуры в регионах России; определить особенности творческого труда и зафиксировать статус творческого работника; создание технологичной инфраструктурной отрасли, основывающейся на цифровизации; направленное спонсирование людей в области культурно-образовательных программ (пушкинская карта).

Рекомендации для человека: больше уделять времени чтению и просмотру качественного кинематографа;  участвовать в культурных общественных мероприятиях; участвовать в культурно-направленных кружках и объединениях (литературные клубы); больше времени и средств уделять своему хобби; общаться с людьми, тесно связанными с культурной сферой общества; чаще посещать музеи, выставки, кино, театры и т.д.;  Участниками были даны рекомендации для семьи: следить за культурным развитием ребенка, с ранних лет прививать любовь к чтению и искусству; находить и развивать культурные способности ребенка; организовывать семейные мероприятия для общего культурного развития; в рамках семьи делиться своими культурными интересами и развивать их друг в друге; создание правильного нравственного ориентира для ребенка.

Диплом II степени

Богданов Игорь Валерьевич, Бурлаков Константин Алексеевич, бакалавры 2 курса направления подготовки «Физика» ИЯТШ ТПУ г. Томск за доклад «Демографическая проблема в России и пути её решения»

Научный руководитель: Киселева Елена Станиславовна, канд. экон. наук, доцент ОСГН ШБИП ТПУ

Цель доклада – изучить демографическую проблему с точки зрения экономики и предложить рекомендации для разрешения демографической проблемы в России. Участниками была раскрыта сущность демографической проблемы России; описаны причины демографической проблемы в России; уточнены и разработаны рекомендации для решения демографической проблемы в России.

Участники отметили, что в Российской Федерации разработан Национальный проект «Демография», рассчитанный на 2019–2024 годы, включает в себя пять федеральных проектов: «Финансовая поддержка семей при рождении детей», «Содействие занятости женщин», «Старшее поколение», «Укрепление общественного здоровья», «Спорт  – норма жизни».

По мнению докладчиков, в условиях экономической нестабильности в России, когда происходит снижение реальных доходов населения, растет стоимость жилья, продуктов первой необходимости, пандемия, наметившийся рост безработицы, все это приводит к снижению рождаемости, как следствие, усугубление демографической проблемы. Для улучшения демографии в России необходимо придерживать следующих рекомендаций: создавать новые производства в приоритетном направлении – сельское хозяйство, продовольственная продукция, инновации, позволяющие повышать в первую очередь производительность оборудования, а только потом интенсивность труда, улучшать условия работы для снижения риска заболевания и смерти, а также производить строительство нового жилья и ремонт ветхого жилья; изменить правила определения прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда; снизить ключевую ставку ЦБ РФ, это позволит увеличить возможности по приобретению жилья; выплачивать «материнский капитал»; показывать финансовые тренинги по телевидению о том, как улучшить финансовое благополучие семьи; допускать к работе лиц ближнего и дальнего зарубежья только имеющих постоянную прописку, а также повысить НДФЛ для лиц имеющих временную прописку в России, тем самым влияя на поток мигрантов; проводить пенсионные реформы, повышая пенсионный возраст, так как численность рабочей силы в России с каждым годом уменьшается, а численность пенсионеров увеличивается, в результате чего рабочая нагрузка существующей рабочей силы перегружена и спрос, и предложение на рынке труда не сбалансированы.

Авторы отмечают, что людям необходимо заниматься спортом и вести здоровый образ жизни, который предполагает отказ от алкоголя, наркотических веществ и других вредных привычек, особенно беременных женщинам или готовящимся к рождению детей семьям. Важно изучать финансовую грамотность. Поддерживать финансовое состояние родственников и проявлять заботу о них. Популяризировать традиционную семью в противовес однополым бракам, которые уменьшают рождаемость населения и способствуют оттоку молодого поколения из России. Заботиться об экологии. Важно уменьшать отток людей из страны и увеличивать поток мигрантов из других стран, привлекая последних образованием, рабочими местами и условиями работы, жильем.

Диплом II степени

Худякова Юлия Вадимовна, Кузьминов Данила Андреевич, Руднева Эльвира Олеговна, бакалавры 2 курса направления подготовки «Физика» ИЯТШ ТПУ г. Томск за доклад «Острая проблема социального неравенства в России и пути ее решения»

Научный руководитель: Киселева Елена Станиславовна, канд. экон. наук, доцент ОСГН ШБИП ТПУ

Цель –проанализировать проблему экономического неравенства в России и предложить рекомендации для решения данной проблемы. Участниками было отмечено, что социальное неравенство – одна из глобальных социальных проблем, согласно ООН. Она заключается в неодинаковых жизненных шансах и возможностях удовлетворения потребностей для людей на разных ступенях социальной иерархии. В России экономическое неравенство заметно: отличаются доходы, жилищные условиях, доступ к медицинским услугам у людей из разных регионов, разного возраста, пола.

Участниками были уточнены и разработаны рекомендации для снижения уровня цифрового неравенства: создать электронные образовательные ресурсы со свободным доступом в сфере цифровой грамотности; создать Центры общественного доступа; проводить мероприятия для повышения цифровой грамотности; развивать информационные сети с учетом региональных особенностей и обеспечить доступ для труднодоступных и малонаселенных пунктов (спутниковая связь); предоставлять компьютерную технику для малообеспеченных групп населения на льготных условиях.

Докладчиками были уточнены и разработаны рекомендации для инклюзии уязвимых групп: повысить доступность для всех жителей региона основных услуг, соответствующих реальным потребностям и адаптированных к изменяющимся условиям и специфике индивида; расширить возможности трудоустройства для населения, подверженного риску социального отторжения, улучшить профессиональное образование, проводить активную политику на рынке труда, развивать социальную экономику; изменить образ мышления в обществе, повысить уровень толерантности; изменить образ мышления социально уязвимых групп населения для активизации их вовлечения в жизнь общества; вовлекать граждан в управление государством на разных уровнях; ориентироваться на экономический рост регионов.

Участниками были уточнены и разработаны рекомендации для снижения уровня дискриминации: работодателям – достаточно быстро адаптироваться под новые правовые требования; сделать города многонациональными и преимущественно этническими, без “перегиба” в сторону определенной этнической группы; вести просветительскую деятельность о ложности и недопустимости стереотипов; поддерживать благотворительные организации по борьбе с дискриминацией.

Диплом III степени

Роксина Екатерина Павловна, бакалавр 2 курса направления подготовки «Техносферная безопасность» ИШНКБ ТПУ г. Томск за доклад «Проблема импортозамещения в России и пути её решения»

Научный руководитель: Киселева Елена Станиславовна, канд. экон. наук, доцент ОСГН ШБИП ТПУ

Цель исследования заключалась в изучении политики импортозамещения РФ и анализе основных направлений для реализации импорта на примере сферы АПК.

Докладчиком было отмечено, что стратегию импортозамещения подразделяют на три вида: создание государством новых для страны отраслей производства; практически полный запрет на ввоз импортных товаров, за исключением тех, которые по тем или иным причинам не могут производиться в стране; стимулирование существующих успешных отраслей.

Пандемия коронавируса значительно повлияла на экономику РФ. Снижение ВВП в 2020 году на 3,1% связано с введенными ограничительными мерами и падением мирового спроса на энергоресурсы. Доля чистого экспорта товаров и услуг в структуре использования ВВП сократилась с 7,6%  (2019) до 4,8%  (2020) в связи с падением индексов цен на экспортируемые товары. Однако 2021 год охарактеризовался оживлением экономической деятельности — номинальный объем ВВП в 2021 году составил 130 795,3 млрд руб. Индекс его физического объема относительно 2020 года – 104,7%, индекс-дефлятор – 116,4%. В 2021 году производство возросло практически по всех отраслях экономики.

Автором было отмечено, что экономические ограничения в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции и состояние мировых рынков создали ряд новых возможностей для экономики России: ускоренная цифровизация; Регионализация мировой экономики;  усиление спроса на безопасный и качественный отдых внутри страны.

На наш взгляд, докладчиком были даны следующие ценные рекомендации для оптимизации процесса импортозамешения: поддержание емкого внутреннего рынка; организация импортозамещающего производства требует значительного количества валютных средств для финансирования на начальном этапе импорта производственного оборудования; в стране должны быть введены адекватные тарифные и нетарифные меры, чтобы защитить  молодые производства от глобальной конкуренции; поддержка государством организаций в виде льгот, субсидий и занижения процентных ставок по кредитам; национализация иностранных брендов.

Был сделан вывод о том, что импортозамещение в России имеет отличные шансы на успех. У российских предприятий достаточная сырьевая база и изобилие природных ресурсов. Производственные издержки при открытии производства в РФ во многих случаях ниже, чем за рубежом.  В России постепенно активизируется промышленный потенциал и развивается технологическая составляющая.

Диплом III степени

Бирюкова Полина Александровна, Казакова Алёна Алексеевна, Тармёнок Екатерина Олеговна, бакалавры 2 курса направления подготовки «Экология и природопользование» ИШПР ТПУ г. Томск за доклад «Социально-экономические диспропорции в России»

Научный руководитель: Киселева Елена Станиславовна, канд. экон. наук, доцент ОСГН ШБИП ТПУ

Цель – проанализировать проблему социально-экономических диспропорций в РФ, уточнить и разработать рекомендации для решения данной проблемы.

 Под социально-экономическими диспропорциями докладчики понимали устойчивые характеристики социально-экономических показателей различных территориальных образований, обусловленные совокупностью факторов экономической, социальной, управленческой и правовой природы, которые детерминируют социально-экономическое пространство и предлагают определенный набор стратегий поведения социальным сообществам.

Участниками было отмечено, что к первой группе диспропорций относятся индикаторы доходов населения. Вторая группа отражает особенности доходной стратификации населения. Третья группа характеризует самооценку финансового положения домохозяйств. Четвертая группа показывает уровень имущественного обеспечения различными товарами, не характеризующимися как крайне необходимыми, и потому приобретаемыми на дополнительные материальные средства.

Докладчиками было сказано о том, что недостатками диспропорций являются: перенаселение некоторых регионов, неравномерное распределение бюджета на регионы, недовольство людей уровнем жизни. А к достоинствам относятся: индивидуальное развитие для каждого региона, у каждого региона есть свои особенности, в некоторых регионах можно начинать строить экономическую систему с нуля.

Для решения проблемы социально-экономических диспропорций участники уточнили и  разработали следующие рекомендации: разработать персональную стратегию развития каждого региона; выделять больше средств на развитие образования в регионах; выделять больше средств на развитие медицины в регионах; выделять больше средств на развитие инфраструктуры регионов; вкладывать больше ресурсов в разведку недр во всех регионах; улучшение условий для научных кадров; поддержка фермерских хозяйств; инвестиции в частный бизнес; проводить опросы среди граждан; провести реформы пенсионного фонда; заняться культурным развитием регионов; развитие транспортной системы; открытие производств для повышения количества рабочих мест; улучшение экологической ситуации в регионах; развитие интернет коммуникаций в каждом регионе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top