Новости
Хроника и итоги IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно — образовательных процессов» 26-30 июня 2023 г.  |  
21 июня 2023 года состоится работа IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов  |  
Поздравляем всех с Новым годом!  |  
Интеллектуальный потенциал человека в системе современных научно-образовательных процессов: проблемы и решения  |  
На главную

Работа в междисциплинарных научно-образовательных кластерах. Кластер 3

«МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, К СТАНОВЛЕНИЮ СОЦИАЛЬНО КОНСТРУКТИВНОЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ»
Воркшоп «Русский = православный? Измерение религиозной толерантности»

19 декабря 2018 года в рамках научного направления ««междисциплинарный подход к этнокультурным исследованиям, к становлению социально конструктивной духовно-нравственной личности» (кластер 3) на площадке Национального исследовательского Томского государственного университета состоялся воркшоп «Русский = православный? Измерение религиозной толерантности» Экспертами этого мероприятия являлись: Филькина Александра Витальевна, кандидат социологических наук, доцент ТГПУ; Хазанов Олег Владимирович, кандидат исторических наук, доцент ТГУ; Быков Роман Александрович, кандидат философских наук, доцент ТГУ.
Воркшоп по измерению межрелигиозной толерантности, проведенный 19 декабря в рамках молодежной научной школы совместно с дискуссионным клубом «Диалог», на котором собираются представители большинства томских конфессий, прошел достаточно бурно и оставил множество впечатлений для последующей рефлексии. Студенты, приглашенные на воркшоп, познакомились с основными принципами построения опросников, ориентированных на определение степени принятия групп, воспринимаемых как «чужие» – в религиозном или этническом плане и, в частности, с классической шкалой социальной дистанции Богардуса, а также с методиками российского профессора Солдатовой.
После чего студенты в группах попытались переосмыслить методику Богардуса и осовременить вопросы, по ответам на которые можно судить о том, насколько и в каком качестве человек готов принять членов иной конфессии/иного этноса – при этом участники воркшопа продемонстрировали высокую степень креативности при составлении опросников. В частности, используя предложенную шкалу (от «совершенно согласен» – до совершенно не согласен»  они сформулировали такие утверждения-вопросы: «Я не хотел бы, чтобы воспитатель моих детей был бы другой национальности»; «я смогу подвезти автостопщика только своей национальности», «общаясь с представителями других национальностей можно почерпнуть для себя много нового» и т.д. Пока студенты работали над опросниками, представители религиозных конфессий брали слово и в соответствии с установленным регламентом – по пять минут на человека – излагали свое видение того, насколько толерантны установки членов их религиозной группы и на каких принципах базируется их взаимодействие с иными конфессиями. Неизбежные дискуссии, возникшие в ходе обсуждения, служили наглядной демонстрацией тезиса, озвученного ведущими в начале воркшопа: как правило, все мы считаем себя терпимыми и толерантными, но непосредственное взаимодействие между различными группами обнаруживает разнообразные камни преткновения, стереотипы и исторически сложившиеся недопонимания, которые зачастую скрыты под поверхностью, но могут прорываться наружу в ситуации конфликта. При этом только осмысление своей позиции во всей ее полноте, включая пресловутые камни преткновения, появляющиеся на границе интересов разных групп, и может способствовать пониманию позиции другого и установлению некоего консенсуса. Студенты воспользовались возможностью опробовать составленные ими опросники на представителях конфессий, посмотреть со стороны на межконфессиональное взаимодействие и поучаствовать в нем – то есть, оказались одновременно и на воркшопе по измерению толерантности социологическими методами, и в социальной лаборатории, и на тренинге по индивидуальной толерантности.
Безусловно, каждый из присутствовавших получил очень ценный опыт, ниже приведены выдержки из высказываний студентов, прозвучавших в конце мероприятия:
—   «У толерантного общества есть такой парадокс: для своей толерантности оно должно искоренять интолерантность, чтобы сохранить толерантность нужно удалять расистов, нацистов и т.д., что было наглядно продемонстрировано..»;
—   «спасибо большое, сегодня было очень интересное такое, бурное мероприятие. Когда я за всем этим наблюдал, работал в группе, у меня почему-то такая метафора возникла в голове  –  мы живем в эпоху толерантности, сейчас в этой аудитории собрались представители разных религий, которые пришли из разных стран, государств.. и если говорить в ключе канадского философа и филолога Маклюэна, который тоже говорил о глобализации, о мире как глобальной деревне, то  я позволю себе сказать, что межрелигиозный диалог напоминает общину верующих в миниатюре – все верят во что-то свое – богов, здравый смысл,  науку.. и мы неизбежно поднимаем этот вопрос о толерантности, ищем общую идею толерантности, пытаемся понять, какова ее суть..»;
—   «после сегодняшнего дня я узнал о себе что-то новое: я понял, что абсолютно не толерантен, и это нормально..»;
—   «для меня проблема толерантности не стоит в том плане того, что я никогда не рассматривала человека по этим признакам, я рассматриваю человека как личность, и либо этот человек мне нравится, его личные качества мне симпатичны, либо нет, я никогда не включу в список критериев своего отношения к человеку те критерии, которые мы обсуждаем – веру, например, и, к вопросу о толерантности, я вообще не понимаю, как можно ненавидеть какую-то абстрактную группу людей в принципе – национальность, например, я же не знаю их всех, и поэтому для меня люди, которые бросаются такого рода высказываниями – не очень умные люди, они пытаются самоутвердиться за счет того, что ставят себя выше кого-то»;
«современные данные антропологии, на мой взгляд, можно толковать как то, что интолерантность, вражда, ксенофобия – обыденное состояние человека.. человек более менее активно может общаться примерно со 120 индивидами.. в таких больших странах, как Россия сосуществуют представители очень разных миров.. если я условно говоря общаюсь со 120 человеками и все они – представители разных миров, национальностей.. я все равно не смогу на основании личного опыта знать всех, фактор неизвестности остается.. а человек по многим причинам не любит неизвестное, оно кажется ему угрожающим.. толерантность нужно в себе в некотором роде воспитывать, но с этим тоже не все так просто, ведь существуют культуры, которые способствуют толерантность, а другие создают условия, чтобы этой толерантности не было.. так или иначе, во-первых, придется конструировать новую культуру, потому что даже те современные, которые способствуют толерантности, в них толерантность будет пониматься в несколько старом ключе, чем вы в новом мире ее понимаем.. а во-вторых нужно перевести энергию людей с религии на построение нового государства.. если мы будем думать, что мы все вынуждены жить в этой стране, общаться, созидать наше будущее, как некий побочный эффект мы можем получить религиозную толерантность, при условии, что конструируемая нами культура будет толерантна..».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top