Молчанова Елена Павловна, кандидат психологических наук, доцент Томский государственный педагогический университет
Шелехов Игорь Львович, кандидат психологических наук, доцент. Томский государственный педагогический университет
Интересные материалы представлены к обсуждению в рамках круглого стола «Проблемы интеллектуальной адаптации личности в современном мире».
Обмен результатами проведенных исследований, обсуждение идей и разработок осуществлялось в рамках Круглого стола по следующим направлениям:
- Жизнестойкость как системная когнитивно-эмоциональная составляющая психологии личности.
- Социально-правовые нормы как когнитивно-поведенческий аспект саморегуляции личности в полиэтнокультурном пространстве.
- Возможности интеллектуального развития личности в цифровую эпоху.
Значительный интерес вызвали доклады Писарева Олега Михайловича, начальника кафедры организации кадровой, социальной, психологической и воспитательной работы, кандидата психологических наук, доцента ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск) и Паршикова Алексея Александровича, магистра УУП ОУУП и ПДНОМВД России по Советскому району г. Томска. В основе их исследований заложен большой профессиональный опыт социально-правовой и психолого-педагогической работы с людьми, проявляющими деструктивные характеристики когнитивно-поведенческой деятельности по различным причинам, среди которых основными являлись нарушения механизмов саморегуляции и снижение жизнестойкости.
В своем выступлении Е.П. Молчанова подчеркнула, что в настоящее время с учетом происходящих переломных событий в жизни человека акцентируется внимание на необходимости изучения жизнестойкости, повышение ее уровня как значимого ресурса личности, способствующего преодолению трудных жизненных ситуаций. Уровень осознания происходящих событий в личной жизни, способность к целеполаганию и наличие когнитивно-волевых ресурсов являются определяющими в кризисные периоды для построения человеком своего дальнейшего жизненного пути и решения жизненных ситуаций социального характера.
Маркерами интеллектуального развития личности в цифровую эпоху среди многих других, являются знания, умения, навыки и компетенции приобретенные личностью– такую точку зрения представил участникам круглого стола И.Л. Шелехов. Более того, отметил исследователь, знания, умения, навыки и компетенции можно рассматривать как один из элементов структуры личности. Исходя из этого, представляется возможной разработка оптимальной модели личностного развития, социализации, психолого-педагогического сопровождения учебного процесса.
Красиво прозвучала идея К.А. Давыдовой (магистрантки ТГПУ, научный руководитель И.Л.Шелехов) о «внутреннем когнитивном компасе личности», показывающем направление, в котором развивается сценарий жизни личности. Когнитивная чувствительность может стать корректирующим параментом в содержании и качестве того или иного сценария.